fbpx

Игра в жизни ребенка – основа гармоничного развития

В эпоху всеобщей поглощенности ранним развитием детей родители забывают, что играющий ребенок – счастливый ребенок. Почему мы отодвинули игры на второй план и посвятили себя карточкам, книжкам и пирамидкам? Очевидно, большинство родителей не знает, какая роль отводится игре. Попробуем разобраться и понять.

На что влияет игра?

Игровой процесс – наиболее естественный для детей любого возраста. Лишая ребенка возможности играть, во что он хочет, мы ограничиваем его развитие и не даем ему расти.

Какие навыки и функции тренируются во время игры:

  • Познание. Дети узнают все через игру. Они учатся наблюдать, делать выводы, узнают о свойствах предметов, их назначении. Познавательная функция игры заключается в развитии мышления, внимания, памяти и самого важного – воображения. Именно способность фантазировать способствует развитию личности, увеличивает глубину игр и их значимость для формирования креативного и продуктивного мышления. Но об этом позже;
  • Моторика. Координация движений, точность, физическая зрелость – все это достигается в процессе активной игры. Так, ребенок прыгает на батуте или через скакалку и тренирует равновесие и способность предугадывать последствия своих действий;
  • Речь. Всем родителям известно, что без развития мелкой моторики ребенок не может научиться говорить. Поэтому стоит отложить в сторону наборы «Говорим с пеленок» и взяться за тесто для лепки, пальчиковые краски, перебирание мелких предметов. Позвольте ребенку запустить руки в кашу или покопаться в земле. Новые тактильные ощущения сами по себе приятны крохе. А если вы придумаете, как вовлечь его при этом в игру, будет еще лучше. Еще один чудесный источник тренировки моторики – игры с водой;
  • Воображение. Почему так важно играть в игры, где нужно фантазировать? Потому что это и есть принятие нестандартных решений и поиск новых путей. Развитое образное мышление и готовность быстро и смело находить выход из ситуации – навыки руководителей и успешных людей в целом;
  • Усвоение моральных норм и командной работы. В игре ребенок учится уступать и настаивать, учитывать мнение других участников, делиться. К тому же во время игры дети наблюдают и узнают о последствиях своих действий. Преимущество игрового процесса – его «нереальность». Все понимают, что это понарошку, и одновременно могут примерить на себя самые разные роли. Например, классическая «войнушка» или «казаки-разбойники» отлично тренируют социальные навыки и эмоциональный интеллект. Многие мамы выступают против таких игр и зря. Ведь именно это «понарошку» дает выход агрессии в рамках правил игры, позволяет снять накопленный стресс и справиться со своими эмоциями. Ребенок так же быстро выходит из игры, как и входит в нее. Поэтому обида, гнев и любые негативные чувства проходят сразу после окончания игрового процесса;
  • Эмоциональный интеллект. Стоит выделить его в отдельный пункт. Умение справляться со своими эмоциями – самый полезный из навыков. В игре дети испытывают разные чувства, вплоть до счастья и отчаяния. Эти эмоции сменяют друг друга, смешиваются, чередуются. Но в игре есть правила. А, значит, дети максимально безопасно могут дать выход любым нахлынувшим эмоциям. Если родители помогут, в будущем ребята научатся контролировать себя, понимать чувства других, правильно проявлять свои.

Играть или развиваться?

На самом деле вопрос стоит совсем не так. Игра – это и есть естественное развитие для ребенка. Современные и уже устаревшие и опровергнутые методики раннего развития, тем не менее, берут верх в умах родителей. Если вам кажется, что организация детской комнаты по системе Марии Монтессори лучше скажется на интеллектуальных способностях ребенка, вы не правы. Интеллект заложен изначально. Ваша задача – помочь ребенку реализовать свои задатки. Однако насильно заставлять малышей собирать пазлы, пирамидки, кубики и так далее нет никакого смысла. Едва ли это вызовет у ребенка восторг, если занятие ему не по душе.

Игра, напротив, должна быть веселой, а не нудной. Для детей дошкольного возраста гораздо важнее увлеченно играть в ролевые игры, чем получать фактические знания. В этом уверены психологи и ученые со всего мира. Однако переубедить современных родителей очень трудно.

Задача взрослого состоит в обучении ребенка игре. Вы должны показать, как играть с мячом, как строить из кубиков, как ездить на машине и так далее. Степень развития детей измеряется глубиной игры, ее сложностью и продолжительностью. И речь здесь совсем не о том, что вы лишаете малышей детства со своими Споками, Монтессори, Зайцевыми, Доманами иже с ними. Дело в том, что именно игра является основным развивающим процессом для детей дошкольного возраста.

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Всем добра и счастливых детей!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *