Дайте ребенку быть самостоятельным! Нужна ли детям свобода?
Вы все еще одеваете своего двухгодовалого сына? Убираете игрушки после дочери? Пора остановиться и задуматься. Ведь через год вы будете жалеть о том, что вовремя не дали своему ребенку достаточно свободы для обучения и развития самостоятельных навыков обслуживания.
Почему детям нужна самостоятельность?
- Это неизбежный и важный этап взросления. Без самостоятельности в определенных границах ребенок вырастает в зависимого человека. Часто вы встречали взрослых мужчин, не способных приготовить себе завтрак или убрать свои носки в шкаф? Их большинство. И все потому, что мамы не приучают своих сыновей к порядку и самообслуживанию, наивно полагая, что уборка и стирка – не мужское занятие. Посмотрите вокруг. Времена давно изменились. Пока ваше чадо вырастет, не останется ни одной живой души, готовой бескорыстно и самозабвенно обслуживать его. И это, как раз, норма.
- Обучаясь самостоятельно выполнять простейшие задачи, дети приобретают уверенность в себе. Невозможно стать по-настоящему взрослым и независимым без определенных умений. Доверяя своему малышу посильную бытовую работу, вы вносите вклад в его будущий успех, показываете, насколько вы верите в его силы, воспринимаете его всерьез.
- Самостоятельная игра как часть развития ребенка – обязательна для его психологического комфорта и здоровья. Каждый день детям от двух-трех лет (в зависимости от темперамента) необходим час или два свободного времени наедине с собой. Когда родители не контролируют, не помогают, не играют с ним, а предоставляют полную свободу для творчества, чтения или ролевой игры.
Что ребенок в полтора-два года может делать сам?
- В быту – уборка игрушек, одевание/раздевание, умывание, мытье рук, чистка зубов, укладывание на сон, даже питье и еда. Дети в два года вполне способны одеться без помощи родителей, если им позволяют. Конечно, малыши все делают долго, что и приводит к неудачам. Родители просто не выдерживают и бросаются выполнять задачу вместо своего чада. Однако именно эта ошибка с вероятностью в 100 % гарантирует вам взрослого лентяя. Ведь ребенок быстро понимает, что ему не нужно напрягаться, мама сделает за него. Другая крайность – требовать от малыша самостоятельности, когда он просит помощи или не может справиться в силу малого опыта. Нельзя стоять над ним как Немезида и заставлять завязывать шнурки, если он явно не сможет этого сделать. Задача родителя – мягко, но требовательно научить ребенка делать все самостоятельно. И в этом очень важен пример, настойчивость и эмпатия;
- В играх – решать, какие игрушки он хочет, с кем дружить и где гулять. Все это под силу детям двух лет. Однако не стоит ждать, что малыш примет сложное решение без вариантов ответа. Это слишком большой стресс для него. Поэтому маме стоит предложить приемлемые пути. Например, «мы можем пойти в парк или поиграть в песочнице». «Выбирай, какие краски ты хочешь». И так далее;
- Что есть, и главное – когда есть. Это очень важно с самого рождения. Наши бабушки привыкли пичкать малышей едой, независимо от их желания. Не хочет доедать последнюю ложку супа, спляшем для него на голове. Ребенок в летний зной хочет только пить? Это нормально! Если не доверяете бабушкам, не составляйте с ними. Практика показывает, что сердобольные бабули стараются накормить ребенка, даже если мама уже покормила его перед походом в гости. Никогда! Никогда не заставляйте детей есть! И не заставляйте их есть то, что им не нравится. Задача родителей в этом вопросе – наполнить холодильник полезными продуктами и вкусными блюдами. И да, обеспечить ребенку доступ;
- Что носить. Выбор одежды также по силам детям в два года. У них уже есть предпочтения, и они хотят сами решать. Дайте им такую возможность. Детский комод или шкаф вполне можно освободить из плена «противоребенковых» замков и предоставить своему отпрыску полный контроль. Единственный совет здесь – убирать несезонную одежду с глаз. В остальном, пусть сын/дочь выбирает самостоятельно. Хочет одеться, как клоун? Пусть. Это его право. И не позволяйте другим делать замечания. А то недавно я видела, как любящий дедушка прямо в центре города сказал пятилетней девочке «Кто это тебя одел как пугало». А девочка, потупив глаза, ответила, что сама выбирала одежду. Никогда! Никогда не позволяйте другим и себе сеять комплексы в ваших детях! Вкус – дело субъективное, но и он тренируется годами.
Почему нельзя все запрещать и разрешать?
Наверняка большинство мама сталкивается с проблемой «бабулиных запретов». Некоторые сами являются явным примером заоблачных ограничений. Дамы, запрещать детям все нельзя. То есть, много «нельзя» — это «все можно». Дети воспринимают именно так. Значение запрета обесценивается, если таких запретов сотня. Разрешать все нельзя тоже. Что же делать?
- вводить разумные ограничения – только то, что опасно для жизни или грозит серьезными увечьями, категорически нельзя;
- можно все, что помогает ребенку развиваться, познавать мир, набивать шишки. Именно так, безопасность должна быть объективной. Ребенок никогда не узнает, что разбивать коленки больно, если не упадет;
- не провоцировать неврозы и протесты. Если вы вводите ограничение, оно должно быть безусловным. Нельзя сегодня – нельзя никогда. В возрасте от полутора лет малыши способны понимать причинно-следственные связи. Поэтому детям нужно объяснять, почему вы что-то запретили. Старайтесь следить за родственниками, с которыми общается ребенок. Ваши запреты должны быть непоколебимым правилом для всех. А излишние ограничения придется сглаживать своим вмешательством.
Как помочь ребенку стать самостоятельным?
Конечно, создать для него среду:
- доступные игрушки и низкие шкафы. В детской комнате все должно быть адаптировано под малыша. Чтобы он мог достать и сложить любимые игрушки/книги/альбомы/краски без особого труда;
- отдельная полка для посуды и табурет для доступа к раковине. Это нужно сделать в ванной и кухне, если вы хотите, чтобы ребенок научился умываться сам. Опасно? В какой-то степени. Но вы же не собираетесь бросать малыша на произвол судьбы. Будьте рядом, пока он не станет уверенно орудовать своими вещами. Посуду лучше сразу покупать стеклянную или керамическую. Тогда ребенок научится ее беречь. После того, как разобьет пару кружек;
- низкая вешалка для верхней одежды и полка для обуви. Здесь же нужно сложить шапку с шарфом или кепку на лето. В детской можно повесить большое зеркало, чтобы малыш видел себя в полный рост. Шкафы и комоды должны быть в его полном распоряжении и открытом доступе. Вешалки с плечиками можно разместить на перекладине, до которой ребенок двух лет сможет дотянуться. Чем раньше он будет видеть свой гардероб, тем быстрее проявит интерес к одеванию. Выбирайте одежду с простыми застежками или без них! Это важно. Полку с расческой, заколками, резинками тоже расположите удобно для малыша;
- в ванной все детские гигиенические аксессуары должны быть расположены низко. Вешалка для полотенца, стаканчик с зубной щеткой и так далее. Либо, как я уже писала, ставьте небольшой табурет, чтобы малыш дотянулся до раковины;
- сон – еще один аспект жизни ребенка. Низкая кровать без одного бортика гарантирует малышу доступ к спальному месту, когда он захочет. И такую же возможность покинуть постель в любой момент. Чтобы процесс подготовки ко сну не выглядел, как казнь, придумайте ежедневный ритуал и строго ему следуйте. Прочитайте сказку, возьмите любимую игрушку и спойте колыбельную;
- уборка и помощь – в два года ребенок уже живо проявляет интерес ко всему, что вы делаете. В том числе, к приготовлению пищи и уборке дома. Заведите маленький совок и веник специально для малыша. Научите его самым простым действиям со столовыми приборами, разрешите помогать вам и просите его о помощи. Обычно малыши с охотой выполняют задания взрослых, ведь им так хочется стать самостоятельными.
Что нужно помнить?
- Создание среды для малыша – задача родителей. Только в соответствующих условиях ребенок может развивать свои навыки самообслуживания;
- Ребенок должен иметь столько времени, сколько ему нужно. Не подгоняйте двухлетку, старательно надевающего кофточку или ботинки. Он делает все медленно, но сам;
- Подавать пример – еще одна задача родителей. Показывайте ребенку, как выполнять те или иные действия. На вашем примере он научится быстрее;
- Признавать право детей на ошибку и не осуждать – вот главное правило, которым нужно руководствоваться. Приготовьтесь, что малыш будет часто проливать воду и просыпать еду, ронять посуду и игрушки, путаться в вещах. Это нормальная составляющая процесса обучения. Не критикуйте, не раздражайтесь, не кричите и не укоряйте ребенка. Тогда он быстро научится новому.
Если вы решили дать своему чаду независимость, но не уверены в себе, запаситесь успокоительными, и вперед! Как сказал один известный доктор: «Подождите десять минут, а потом радуйтесь всю жизнь».
Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!
Всем добра и счастливых детей!