fbpx

Мой двухлетний тиран: почему ребенок все время капризничает?

Все мы стремимся выстроить правильную, на наш взгляд, систему поведения с нашими детьми. Однако наступает момент, когда вроде бы проверенная техника дает сбой. Обычно это происходит, когда малыш достигает возраста 2 года. Детские истерики до трех лет должны случаться, и являются нормой. Но не во всех случаях. Нужно понимать, что есть существенная разница между «ребенок психует по поводу» и «ребенок психует постоянно».

Почему наши милые дети из спокойных, жизнерадостных малышей превращаются в двухлетних тиранов? Может быть виноваты родители? Или это новый этап развития детской психики?

Почему он ноет: пять причин, по которым ребенок капризничает и психует

  1. Физиологические потребности.

Многие мамы подросших детей забывают, что эти самые дети все еще малыши. Сегодня тенденция к скорым повторным родам приобрела катастрофические масштабы. И если не щадить свое тело, не выдерживая положенного перерыва в два-три года – право любой женщины, то не щадить своего старшего ребенка – опасная повсеместная практика. Чаще всего вопрос «че он ноет?» задают женщины, находящиеся в положении имеющие ребенка чуть старше года и даже младше. В этом случае у вашего отпрыска может быть миллион и одна причина ныть, капризничать, истерить и канючить. Голод, усталость, недосып, перевозбуждение, боль, дискомфорт от ваших действий – все это объективные предпосылки для недовольства.

Что требуется от вас, мамы:

  • обратить внимание на состояние ребенка;
  • не ждать, что он сам себя покормит, искупает, уложит спать;
  • проявить терпение и участие в его повседневных заботах.

Родители двухлеток часто ошибаются из-за собственных амбиций. Ребенок этого возраста должен быть в меру самостоятельным, но только в меру ЕГО СИЛ, а не ваших ожиданий. Для него это новый этап – обучение самообслуживанию. Вы должны помочь и дать ему столько времени, сколько нужно. И не забывайте, что дети в два года капризничают еще потому, что не всегда могут выразить свои желания, а вы просто не понимаете.

  1. Ему не хватает внимания.

Вторая распространенная причина, которая снова может быть связана с новой беременностью мамы или ее нежеланием уделять достаточно времени ребенку.

Запомните! Если вы реагируете только на детский плач, капризы и истерики, ребенок будет повторять! Почему? Потому что он понимает, что это единственный метод коммуникации с вами!

Что делать:

  • полчаса в день должны быть полностью посвящены общению с ребенком. Отключите телефон, компьютер, уберите все свои книги/газеты/планшеты и просто пообщайтесь с малышом. Поиграйте, во что ОН ХОЧЕТ. Поговорите, почитайте, займитесь чем-то интересным вместе;
  • если вы работаете, времени совсем нет, вы устаете, скажите своему чаду «у меня есть двадцать минут, и я хочу провести их с тобой. Что мы будем делать?». Даже самое бесполезное, на первый взгляд, занятие с малышом снимает стресс и у ребенка и у родителя. Займитесь бессмыслицей или играми вместе, вы не заметите, как пролетит время;
  • отвечайте на потребность в общении заблаговременно. Не нужно отправлять двухгодовалого ребенка играть в одиночестве на целый день. У него должно быть время наедине с собой, но и ваша задача не снимается. Мама должна принимать живое участие в жизни своего чада, иначе вы получите взрослого истеричного манипулятора с травмами психики.
  1. Кризис двух лет. Да, он существует.

Прежде всего разберемся, что такое кризис. Это новый этап развития, перерождение для каждого человека, время, когда в жизни происходят ментальные изменения. В два года ребенок начинает понимать, что он – отдельное существо. У него ярко проявляются личностные качества. Для малыша это большой стресс. Ведь он хочет одновременно быть самостоятельным и оставаться с мамой.

В этот период можно наблюдать противоречивое поведение. Такое как постоянные капризы и требования быть на руках, а через секунду – попытки вырваться. Дети могут проявлять агрессию по отношению к родителям, если взрослые не понимают, что делать.

Что требуется от мамы:

  • предоставить ребенку двух лет свободу. Он уже не может сидеть возле вас и заглядывать в глаза. Он – личность, самобытная, уникальная, требующая самостоятельности. Пора перестать одергивать его на каждом шагу, запрещать бегать, видеть во всем опасность. Вред чрезмерных ограничений уже был описан в статье о самостоятельности детей. Теперь ваша задача – отпустить и наблюдать;
  • не отказывать в контакте. Если малыш бежит к вам, вы должны принять его, обнять, приласкать. Так у него формируется уверенность в мире. Он знает, что отношения с близкими могу меняться, что можно отдалиться и вернуться. Ведь мама не поругает и не откажет в этом. Таким образом дети учатся новым условиям, вступают в клуб «взрослых отношений»;
  • не проявлять агрессию, оставаться спокойной и понимающей. Вы – взрослые, они – маленькие. Вы уже в большом мире, а дети делают первые шаги. Не нужно упорно стараться сделать из них взрослых за день. Спокойные разговоры, объяснение причинно-следственных связей, собственный пример – вот, что нужно вашим малышам.
  1. Попытки манипулировать — выстраивание границ.

Ребенок двух лет начинает пробовать различные методы воздействия на родителей. Это тоже особенность его развития. Именно поэтому все мамы проходят через капризы и истерики своих отпрысков. И большинство именно здесь совершает ошибки.

Ребенок истерит в людном месте – мама сразу делает, что он хочет – истерика повторяется. То же касается дома, общения с родственниками. Этот принцип работает безотказно.

Как распознать манипуляцию:

  • ребенка легко отвлечь. Даже если истерика выглядит натуральной, малыш быстро отвлекается и отказывается от своих требований;
  • истерика прекращается за пять минут, не имея зрителей. Вы не обращает внимания, ребенок успокаивается;
  • ребенок получает желаемое, и истерика прекращается.

Важное правило! Не вести переговоры с террористами! И НЕ ИГНОРИРОВАТЬ!

Что делает большинство мам? Правильно, занимается своими делами, пока ребенок орет и плачет. Что получает большинство мам? Детей с расстройствами психики, патологических нытиков, истериков, плакс.

Что НУЖНО делать:

  • выстроить правильные границы. Ребенок должен знать, что у мамы есть время на себя, вещи, он которых она не отвлекается (И ЭТО НЕ ТЕЛЕФОН), собственные возможности. Если у вас нет денег на новые игрушки, спокойно объясните это своему ребенку. Если истерика в магазине не прекратилась, возьмите его на руки и спокойно уходите. А лучше вообще не провоцируйте. Если мама хочет спокойно поесть, она должна сказать об этом малышу. При этом лучше предоставить ребенку выбор: «я хочу есть. Ты можешь посидеть рядом со мной, но не мешать. Или можешь поиграть без меня. Я закончу и приду к тебе». Так ребенок не только получает варианты поведения, но и учится делать выбор в пользу приемлемого. К тому же, он не обделен вниманием и знает, почему мама не играет с ним. Если последует истерика, вы должны сохранять спокойствие и следовать своему плану. Истерика прекратится, как только ребенок поймет, что его действия не дают желаемого результата;
  • не ругать и не кричать. Мама – оплот спокойствия и опора малыша. Даже если он закатил истерику на детской площадке, мама должна быть настойчивой, но все таки мамой. Спокойно уведите ребенка домой, объяснив, что такое поведение не приемлемо и повлечет за собой санкции. Скажите: «Ты не умеешь себя вести, поэтому мы уходим с площадки. Если ты продолжишь в том же духе, мы перестанем гулять с другими детьми»;
  • отвечать на потребности ребенка. ВСЕГДА ОТВЕЧАТЬ НА ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА! Независимо от нынешних обстоятельств, решение рожать было принято вами самостоятельно. Теперь несите ответственность! Если малыш рассержен, обижен, расстроен, вы должны его утешить и приласкать. Не нужно тащить его за руку через весь город на глазах у ошарашенных прохожих и кричать на него в ответ. У каждой истерики есть причина, и с ней нужно работать. Будьте бдительными, ответственными и сознательными. Вовремя обеспеченные потребности малыша сократят количество капризов в разы.
  1. Ребенок плачет, потому что не может справиться с эмоциями.

Период два-три года – момент формирования полноценного эмоционального интеллекта. Ребенок учится распознавать чужие эмоции и контролировать свои. И только он родителей зависит, сможет ли он благополучно преодолеть этот путь или останется «эмоциональным  калекой».

Что нужно делать:

  • показывать правильный пример. Семья – источник обучающих материалов для ребенка. Здесь он наблюдает и учится контактировать. Так что если вы с папой все время кричите друг на друга, или кто-то постоянно жалуется на жизнь, не ждите, что ребенок будет спокойным и рассудительным. Потому он и ноет, что ноете вы. Не можете спокойно жить вместе, разводитесь. Или находите компромиссы и воспитывайте детей на примере благополучной семьи и взаимопонимания;
  • объясняйте ребенку его чувства, делайте упражнения на их развитие и контроль. Можно использовать специальные материалы, терапевтические сказки или простые игры, которые рекомендованы психологами. Подходящий возраст – от пяти лет. Но и с двухгодовалыми малышами важно заниматься. Вам достаточно выбрать несколько игр, которые в доступной форме покажут ребенку эмоции и их особенности;
  • если случилась истерика, с которой малыш справиться не может, родители должны вмешаться. Как определить, что ребенок не контролирует себя? Очень просто. Он кричит, выгибается, краснеет, не может остановиться или отвлечься на что-то. Это момент истины для родителей. Вы или поведете себя, как глупцы, или раз и навсегда покажете своему чаду, что понимаете его и можете помочь. Кричать в ответ, проявлять агрессию и игнорировать такие приступы нельзя. Вы должны обнять малыша, возможно, силой взять на руки, увести, унести, успокоить. Ребенок может покалечить себя или окружающих в такие моменты. Ох, я проходила это с младшим братом. Все, что можно было сделать – сгрести в охапку и утащить, иногда с членовредительством для себя. Возможно, такие приступы являются симптомом неврологической проблемы или психологического отклонения. Вам следует пройти врачей. Но не забывайте о важности своей роли.

Если ребенок впадает в гнев от определенных действий, их нужно прекратить. Когда малыш успокоится, вам следует поговорить с ним о случившемся. Объяснить, что если ему что-то не нравится, достаточно сказать «Мне это не нравится. Прекрати». Обычно папы проявляют в такие моменты ослиное упрямство, думая, что закаляют характер. Как вожаки стаи они хотят утвердить свои позиции. Например, вместо смены тактики папа может настойчиво заставлять ребенка купаться или мыть голову, или заниматься спортом. Так мы травмируем свои детей.

Будьте умнее! Будьте мудрыми! Будьте любящими! Даже если муж не понимает, вам следует настоять на своем. Ребенок имеет право на выбор занятия и комфортного для себя положения! Если ему не нравится то, что с ним делают, не делайте! Или ищите обходные пути. Заманите его игрой, игрушкой, отвлеките рассказами или песнями.

Запомните! Все, что делается против желания, будет вызывать протест сейчас и в будущем!

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Всем добра и счастливых детей!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *