fbpx

Какие игрушки нужны ребенку от года?

Ваш малыш стремительно приближается к возрасту 12 месяцев, и вы задаетесь вопросом, какие игрушки ему купить. Нужно ли хранить старые? Чему отдать предпочтение? И стоит ли заваливать детскую десятком-другим разнообразных кукол/машинок, кубиков, мячей и так далее.

Мое мнение – хранить игрушки, которые ребенок перерос, нет никакой необходимости. Даже если место позволяет, зачем складывать то, что уже не пригодится? Вам что мало домашних дел? Но это каждый решает сам.

По поводу количества игрушек специалисты высказываются за умеренное разнообразие. Помните, чем больше вещей в комнате, тем больше ребенок отвлекается. А если уж задумались о развитии сенситивных навыков, нужно смело чистить списки желаний до необходимого минимума.

Периоды развития детей от года до трех лет: что нужно учесть?

  1. 12-18 месяцев – развитие крупной и мелкой моторики. Ребенок начинает ходить, падать, вставать, снова ходить и падать. В этот период огромное значение имеет развитие мелкой моторики рук, а именно тренировка захвата двумя пальчиками. От освоения этого навыка напрямую зависит речь. Крупная моторика – это не только ходьба, но и лазанье, ползание, катание на детском транспорте. Некоторые родители к этому моменту отказываются от коляски и пересаживают детей на беговел или каталку. От года до полутора лет ребенок постигает причинно-следственные связи, он учится оценивать и расставлять предметы по форме и размеру (по цвету рано), толкать, бросать, совершать другие действия до получения результата. Сейчас важно разговаривать с малышом, поскольку он накапливает словарный запас. Дети этого возраста пробуют разные инструменты воздействия на родителей. Если вы реагируете на плач, они больше плачут. Если он закатывает истерику, а вы выполняете его желание – истерики продолжатся. Здесь нужно набраться терпения, не поддаваться на провокации и помочь малышу развить эмоциональный интеллект.
  2. 18-24 месяца – ребенок начинает говорить (если достаточно развил мелкую моторику). Это период обретения самостоятельности. Нужно учиться самостоятельно есть, одеваться, складывать игрушки. Ребенок может включать и выключать бытовую технику, осознает установленные запреты (правда, не всегда следует им), четко понимает, какой результат можно получить от определенных действий. До двух лет у детей развивается воображение. Самое время для занятий творчеством: рисование и лепка входят в обязательный план. Полтора года – начало ролевых игр. Сейчас вы можете оценить, насколько развит ваш малыш. Теперь он должен не просто катать машинки или нянчить куклу, а представлять, куда едет машинка, и что делает пупс.
  3. 24-30 месяцев – период формирования личности, психологического отделения от матери, самоидентификации. Сейчас ребенок играет с другими детьми, употребляет личные местоимения, он способен принять не только запрет, но и его причины. Например, кошку обижать нельзя, потому что ей больно. К этому возрасту можно осваивать ножницы. Творческие игры продолжаются и развиваются.
  4. 30-36 месяцев – период вопросов. Полезными будут совместные научные опыты, более сложные ролевые игры. Ребенок должен проводить время наедине с собой. Это необходимо для его развития. Дети трех лет уже полностью осознают себя, как отдельную личность. Пора переселяться в собственную комнату. Однако могут появиться ночные страхи и кошмары. Задача родителей – помочь ребенку отделить вымысел от реальности.

Ориентируясь на знания периодов развития и потребности детей, теперь мы можем решить, какие игрушки купить. Делить их по гендерным особенностям (девочка/мальчик) сейчас не нужно.

Игрушки для детей от года до двух лет

Развитие мелкой моторики и пространственного мышления

  1. Сортер – с фигурами разного размера и формы. Подойдет развивающий куб с отверстиями, куда нужно проталкивать мелкие детали. Можно также приобрести сортер планшетного типа со столбиками. Хотя такой вариант будет сложным для детей второго года жизни;
  2. Пирамида – лучше всего с крупными кольцами. Когда малыш научится их складывать, можно купить пирамиду с большим количеством деталей меньшего размера;
  3. Вкладыши (стаканчики) – не паникуйте, если ребенок сначала постарается проталкивать фигуры силой. Со временем он научится соотносить каждую по размеру с местом в башне;
  4. Шнуровки – лабиринты нанизывания фигур, ботинки со шнурками, материалы Монтессори с фетровыми пуговицами;
  5. Пазлы – для малышей до двух лет подойдут картинки с четырьмя деталями. После двух можно использовать пазлы и мозаики с 8-10 частями;
  6. Кубики – лучше, чтобы они были мягкими или пластмассовыми. Позже можно будет приобрести деревянные;
  7. Матрешка – классическая русская или любой другой вариант для демонстрации разницы в размерах;
  8. Магнитная рыбалка – развивает координацию, помогает в освоении ролевых игр и познании мира:
  9. Наборы деревянных овощей и фруктов для разрезания.

Развитие крупной моторики

  1. Спортивный уголок – для детей второго года жизни есть специальные конструкции с горкой, веревочной лестницей, шведской стенкой и рукоходом. К ним дополнительно продают кольца, трапеции, качели. Такой уголок можно поставить дома или на улице;
  2. Беговел или каталка – самое время учиться передвигаться самостоятельно. Если первый день рождения выпал на летний период, вы сможете отказаться от коляски в пользу детского транспорта. Это не только развивает двигательные навыки малыша, но и помогает ему выплеснуть энергию на прогулке;
  3. Сухой бассейн – детский бассейн с шарами можно поставить рядом с горкой или использовать отдельно;
  4. Песочница – здесь работает и мелкая моторика. Для родителей, живущих в квартире, придумали кинетический песок. Ребенку весело, и убирать потом не нужно.

Развитие речи

Книги и карточки – лучшее средство для расширения словарного запаса. Книги все таки на первом месте. Специалисты уже установили, что карточки не дают полной картины мира и иногда только путают детей. Все же 12 месяцев – слишком ранний возраст для энциклопедических знаний.

Другое дело книги. Если вы читаете ребенку на ночь сказки и сами регулярно проводите вечер за романом любимого автора, высока вероятность, что малыш проще и быстрее научится читать, и будет делать это с удовольствием. К тому же, сказки развивают воображение.

Развитие творческих навыков и стимуляция к познанию мира

Пальчиковые краски, пластилин, тесто, цветная бумага, наклейки – все это подойдет для самых маленьких. Может быть, не все будет использоваться по назначению, зато весело и полезно.

Отличная вещь – наклейки на стену с покрытием для рисования мелками. Все равно ребенок начнет расписывать обои, так что возьмите на заметку.

Купание тоже пора превращать в увлекательную игру. Помимо резиновых рыбок и уточек для ванны, можно купить специальные водные игрушки с механизмами. Заводные куклы тоже будут кстати.

Разнообразные «кнопочные» игрушки тоже подойдут, но не слишком увлекайтесь ими. Такие вещи ничего не развивают, а только отвлекают детей на время. Некоторые психологи уверены, что такие простые игрушки негативно влияют на психику детей младшего возраста.

Что еще нужно знать родителям мальчиков и девочек?

Не могу согласиться с тем, что девочкам жизненно необходимы коляски для кукол, а мальчикам суровые «мужские» инструменты и машины. Ребенок в полтора года определяется со своими пристрастиями, поэтому в  покупке игрушек следует ориентироваться на его вкусы.

Если ваш сын взахлеб играет с пластиковыми пупсами, а дочь закручивает гайки на деревянном конструкторе, не нужно паниковать. Сейчас речи об ориентации детей не идет. К тому же, дети подражают родителям. Если мальчик проводит больше времени с мамой-наседкой, вполне возможно он захочет попробовать себя в глажке белья, стирке или кулинарии. Если девочка растет с папой, она, вероятно, будет интересоваться тем, чем интересуется отец.

Тем не менее, задача каждого родителя – помочь, направить, развить природные склонности, а не насиловать ребенка собственными представлениями о женском и мужском.

И самое важное: как выбирать детские игрушки?

  • Отдавайте предпочтение деревянным изделиям, хорошо обработанным и окрашенным безопасными красками;
  • Для детского транспорта актуальная устойчивость и надежность конструкции, а также вес. Особенно это касается беговела, вместе с которым ребенок может упасть. Он должен быть в состоянии легко поднять игрушку;
  • Все, что вы принесете в дом, будет оценено на вкус. Так что никаких мелких деталей, которые ребенок может проглотить.

Чаще всего дети интересуются в большей степени бытовыми предметами. Так что родителям нужно убрать все опасное с глаз малышей и помочь изучить все остальное. Не бойтесь и не ленитесь доставать ящики стола, кастрюли и ложки, залезать в шкафы, переворачивать стулья. Чем раньше ребенок это пройдет, тем быстрее он начнет изучать что-то другое.

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Всем добра и счастливых детей!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *