Частые простуды и их влияние на иммунитет ребенка. Азбука адаптации в детском саду
Ребенок пошел в детский сад и начал интенсивно болеть. Это стандартная ситуация практически для всех малышей. Педиатры утверждают, что такая ситуация является нормой. Воспитатели в детском саду покрутят пальцем у виска, если вы захотите забрать больного ребенка домой. Вся наша система дошкольного образования однозначно признает адаптационный период соплей нормальным.
Конечно, первый чих не является основанием запирать ребенка дома и не пускать в детский коллектив. Однако следует различать обычные простудные заболевания и вирусы, и тяжелые осложнения. Ответственность, в любом случае, остается на родителях. Поэтому рассмотрим все «за» и «против».
«Несадовский ребенок» — миф или реальность?
Я лично столкнулась с этой формулировкой у врача. Заведующая в детском саду сказала: «Ну что ж поделать, если ОН У ВАС ТАКОЙ». Какой такой? Маленький? Не социализированный в котле из вирусов и инфекций? Не готовый к массированным атакам на его иммунитет в период прорезывания зубов? Ну что ж. Он у меня не такой. Забираю.
Любого малыша, не желающего расставаться с мамой, часто болеющего и не привыкшего к куче вирусов других детей в детском саду сразу окрестят «несадовским» ребенком. Я говорю не о стандартной первой группе, а о яслях, куда приходят мальчики и девочки от года.
Да, болеют все. И есть даже легенды (кстати, слышала от другого педиатра подобную) о детях, которые целый год болели, в конце подхватили пневмонию и теперь уж совершенно здоровы и не болеют совершенно вот уже 20 с лишним лет. Я верю. Наверняка так бывает.
Но есть еще истории, и их гораздо больше. Например, о девочке, которая хватала ангину за ангиной, пока не получила диагноз «хронический тонзиллит». И мальчике, который перманентно ходил с соплями. А через год ему уже удаляли аденоиды.
Будете рисковать своим чадом в попытке выяснить, к какой категории детей он относится?
Когда простуда – норма, а когда надо бить тревогу?
По мнению авторитетных врачей-педиатров, а не воспитательницы Марь Иванны, простуда является нормой, когда ребенок легко ее переносит и выздоравливает самостоятельно без применения лекарств. То есть, абсолютно допустимо, если:
- промывания носа, проветривание и здоровое питание помогают облегчить симптомы;
- после недели домашне-постельно-уличного режима ребенок здоров;
- не возникает осложнений в виде бактериальных инфекций, бронхитов и т.д.
НЕ НОРМАЛЬНО когда:
- ребенок болеет больше недели;
- стандартные процедуры облегчения симптомов не помогают;
- возникают осложнения в виде инфекций, бронхитов, пневмонии, гнойных и воспалительных процессов.
А что мы чаще всего видим у детей до трех лет? Именно, осложнения. Потому что зубы лезут, и иммунитет итак ослаблен. Потому что общались с закрытым кругом людей. Потому что организм слишком молод и неопытен в вопросах борьбы с посторонними микробами.
Стоит ли водить ребенка в садик во втором случае? Едва ли можно рассчитывать, что малыш сам станет крепче и перестанет болеть вот так в один день. Единственным способом профилактики вирусных инфекций в детском саду является отказ от детского сада. Хотя бы на время, пока родители активно занимаются закаливанием ребенка.
Почему дети после 3 лет болеют меньше и проще?
Здесь все просто. Иммунитет развивается и укрепляется постепенно. К 3-4 годам он достигает зрелости для массированных атак детского коллектива. Кстати, некоторые родители замечают, что именно к этому времени дети психологически готовы к общению со сверстниками и посещению детского сада.
Если малыш в полтора года постоянно болеет, возможно, он сопротивляется не только физически, но и психологически. Не только иммунитет не готов к социализации. Психосоматический компонент – вторая по распространенности причина частых болезней в детском саду. Это наблюдается и у ребят 3-4 лет. Также следует обращать внимание на наличие тиков и признаков невроза у детей, посещающих сад.
Итак, ребенок в три года готов к противостоянию армии вирусов. Ребенок в полтора года – не готов, поскольку не имеет достаточно тренированных органов защиты. А именно небных и носовых миндалин.
Первые и вторые являются защитным барьером на пути инфекции. Однако у малышей аденоиды (носовые миндалины) и гланды (небные миндалины) недостаточно развиты. Они не могут побудить вирус и инфекцию опытом. Поэтому начинают увеличиваться в размерах, чтобы взять числом. В итоге носовые проходы закрываются, ребенок не может нормально дышать, требуется удаление аденоидов.
Небные миндалины при частых ангинах разрыхляются и разрушаются. Может потребоваться их удаление в раннем возрасте. А это означает, что тело лишиться первого барьера на пути болезней.
Этими физиологическими особенностями объясняется медицинское ограничение возраста посещения детского сада. Конечно, никто не запретит вам отвести ребенка в ясли. Но при наличии тревожных признаков следует пересмотреть или хотя бы отложить свое решение.
Почему все говорят, что частые простуды – это полезно?
Это, пожалуй, самый необъяснимый заговор современности. Мы уже разобрались, когда болезни являются нормой. Однако частые простуды все же нельзя назвать приемлемым режимом жизни для малышей.
Часто болеющий ребенок – это проблема воспитания. Закаливание как часть воспитательного процесса игнорируется в 90 % случаев. А потом мы получаем часто болеющих «несадовских» детей и маму, которая не может выйти на работу до самой школы.
Частые простуды, в свою очередь, это большая нагрузка на детский организм. Особенно в возрасте до 3 лет. «Польза от ангины» — звучит глупо, конечно, если вы не считаете и воспаление легких общеукрепляющим недугом. и если говорить о повышении сопротивляемости вирусам, то нет таких взрослых, которые не болеют. то есть, количество перенесенных в детстве простуд едва ли сказывается на будущем здоровье положительно.
Как выглядит стандартная ситуация в яслях: ребенок заболел, с соплями отходил до температуры, просидел дома неделю, в с понедельника пошел в садик. Снова заболел и все по кругу. Детский организм в таком режиме не успевает восстановиться. А если условия в садике не самые подходящие, то болеть малыш будет еще чаще и сильнее.
Например, температура в группе выше нормы почти на 10 градусов. Или прогулкам отводится меньше времени, чем положено. Перечислять можно и дальше, но смысл, думаю, ясен.
Обобщая все вышесказанное, возможно не в самой удобной манере, забирать болеющего ребенка из садика или нет – ваше дело. Но решение должно быть взвешенным.
Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!
Всем добра и счастливых детей!